ОБЩЕСТВО ПАМЯТИ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ И АННЫ ТАНЕЕВОЙ В ФИНЛЯНДИИ RY.
Tsaariperhe

TSAARI NIKOLAI II ja ALEKSANDRA
ЦАРЬ ‒ ЭТО СИМВОЛ РОССИИ, РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА!







КОНТАКТЫ



PYHÄT KEISARILLISET MARTTYYRIT JA ANNA TANEEVA SUOMESSA MUISTOYHDISTYS RY.
Anna_ja_perhe




ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II. ИСТОРИЯ ПОРТРЕТА В. А. СЕРОВА

Никита Михалков




ВИДЕО: https://vk.com/video383346343_456242628

Андрей Зимоглядов

В 1902 году во время работы над очередным портретом Императора Николая II произошёл инцидент, поставивший точку в отношениях между Серовым и династией Романовых. Императрица Александра Фёдоровна, пожелавшая взглянуть, как продвигается работа, осмелилась давать Серову советы. Она и сама рисовала — брала уроки у немецкого художника фон Каульбаха.

Серов, будучи человеком независимым и не самого легкого нрава, предложил ей окончить портрет вместо него. Государыня, покрывшись пунцовыми пятнами, выбежала из комнаты. Портрет остался недописанным. На все попытки Императорского Дома восстановить с Серовым дипломатические отношения, художник отвечал решительным отказом.


Валентин Серов. Портрет Императора Николая II в мундире 80-го пехотного Генерал-Фельдмаршала князя А.И. Барятинского Кабардинского полка 1900. Частное собрание, Великобритания. Фото из собрания И.С. Зильберштейна. РГАЛИ https://www.pinterest.com


Когда Император Николай II попробовал подобраться к Серову через Сергея Дягилева, Валентин Александрович отрезал: «В этом доме я больше не работаю», — и слово свое сдержал. Портрет Николая II в офицерской тужурке Преображенского полка стал, таким образом, последним законченным портретом Императора кисти Серова.


В.Серов. Портрет Императора Николая II. 1900. ГТГ. Холст, масло. 71 x 58,8. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Работая над этим портретом, Серов заступился за Мамонтова (Савва Иванович находился под следствием), и Император немедленно распорядился, чтобы того отпустили под домашний арест.

Серов попросил Императора Николая II материально поддержать журнал «Мир искусства», и тот снова не отказал. Серова подкупало умение Царя держаться просто и в то же время с огромным достоинством, он явно пребывал во власти его обаяния.

Этим и продиктована композиция картины. Предназначенная в подарок Императрице, она начисто лишена бравурности и пафоса парадных портретов. Император Николай II в повседневной военной форме, в его позе нет ни самолюбования, ни высокомерия, в глазах светится ум.

Известный искусствовед Абрам Эфрос говорил, что Серов «ласковой кистью написал тихого светловзорого мечтателя в полковничьих погонах».

После 1905 года неприязнь Серова к Царской семье возросла многократно: художник винил Императора в событиях кровавого Воскресенья. Он считал, что в своем портрете предугадал будущие невзгоды, связанные с правлением Николая. Однажды, увидев свою картину на выставке, Серов воскликнул: «А в уголках глаз-то – 1905 год!».

В том же году Серов сделал копию с «Портрета в тужурке». Однажды он принес её в комнату, где собиралась редакция «Мира искусства».

«Усадив» нарисованного Императора во главе стола, он умело подсветил портрет и едва не довел до коллективного сердечного приступа Льва Бакста, Александра Бенуа и других своих соратников по журналу.

Именно эта авторская копия хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Что касается первого портрета, который висел в рабочем кабинете Императрицы Александры Фёдоровны, в 1917 году его постигла не столь веселая участь.

В Эрмитаже хранится офорт, сделанный в 1913 году по оригиналу Серова.


Портрет Императора Николая II с портретом-ремаркой Наследника-Цесаревича Алексея Николаевича. Государственный Эрмитаж

1913 г. Материал: бумага

Техника: офорт, акварель, тушь

Размеры: 28,2х21,5 см; 52х37,5 см (лист)

Поступление: Происходит из собрания Бенкендорфа

Также 1900-м годом датирован серовский «Портрет Императора Николая II в мундире Королевского шотландского 2-го Драгунского полка». Император Николай II числился шефом полка с 1896 года и заказал портрет, чтоб подарить подопечным военным, – в музее полка в Эдинбурге картина сейчас и хранится.


Этот парадный портрет писался одновременно с «портретом в тужурке», который готовили в подарок Императрице. Когда она застала мужа и художника за написанием «серого» портрета, ей объяснили, будто это всего лишь эскиз, необходимый для работы над шотландским парадным.

Подготовила Людмила Хухтиниеми.

Источник: https://artchive.ru/artists/1101