ИВАН
СОЛОНЕВИЧ Иван
Лукьянович
Солоневич
(далее И.Л.) –
публицист,
мыслитель,
журналист и
общественный
деятель – был
человеком
удивительной
судьбы. Он
родился 1 (14)
ноября 1891 года
в
белорусской
семье, в
местечке
Цехановец
Гродненской
губернии, где его
отец
работал в
тот год, ныне
это Подляское
воеводство
Польши
(большинство
авторов
ошибочно
указывают
местом
рождения
деревню
Рудники
Пружанского
уезда). Оба
его деда, по
линии отца
Лукьяна
Михайловича
и матери
Юлии
Викентьевны
(в
девичестве Ярушкевич)
были
сельскими
священниками,
а отец – народным
учителем (т.е.
преподавателем
начальной
школы). В
начале
нового века его
родители разошлись,
не оформляя
развода, и
отец ряд лет
(до смерти
Юлии в марте
1915) фактически
имел две
семьи.
Вторая жена
родила ему
сына
Евгения и
двоих
дочерей. В
первом браке
у Лукьяна
Михайловича
было три
сына. Иван
учился
сначала в
Гродненской
гимназии, а с
1907 года заочно
в Виленской
гимназии, окончил
ее в 1912 году. В
гимназические
годы он уже
помещал
свои
публицистические
статьи в
газете
«Северо-Западная
жизнь», которую
издавал его
отец. После
гимназии И.Л.
поступил на
юридический
факультет
Петербургского
университета.
Диплом
получил в 1916-м.
Во время
учебы в
университете
Солоневич
увлекся
борьбой и
тяжёлой
атлетикой.
На февральском
Всероссийском
чемпионате 1914
года в Риге, в
тяжёлом
весе (свыше Обе
российские
революции – и
февральскую,
и октябрьскую
– Солоневич
категорически
не принял.
Для него они
были
антигосударственными
переворотами. До
конца своей
жизни И.Л.
остался
верен
православно-монархическим
убеждениям,
усвоенным ещё
в детстве, в
консервативной
религиозной
семье.
Несмотря на
диплом
юриста, он
любил
называть
себя
белорусским
мужиком.
Солоневич
был твёрдо
убеждён, что
для России в
качестве
Верховной
Власти
приемлема
только самодержавная
монархия,
которую он
идеализировал
и называл
«диктатурой
православной
совести». Принимал
участие в
Корниловском
выступлении.
Во время
Гражданской
войны
воевал в Белой
армии Юга
России. В 1921
году
Одесская ЧК
арестовала
Ивана
Солоневича
и его жену по
обвинению в
участии в
подпольной
антисоветской
организации.
Им грозил
смертный
приговор. Но
знакомый
чекист
уничтожил компрометирующие
документы, и
Солоневичей
выпустили
на свободу… С 1921
по 1926 год И.Л.
был
спортивным
организатором
в
профсоюзах
Одессы. В 1926
году Иван
Лукьянович
с женой Тамарой
Владимировной
и 11-летним
сыном Юрой
переехал из
Одессы в
Москву. Там
он работал
инструктором
в
профсоюзных
спортивных
обществах, а
также
журналистом
в
«Известиях» (между
прочим, в
качестве
корреспондента
в 1931 году
побывал в
Киргизии,
Дагестане и
Чечне);
написал и
издал
несколько
книг по
физкультуре,
спорту и
туризму,
приобрёл
всесоюзную
известность. Трижды
Солоневич
пытался
вырваться
«из социалистического
рая». Но все
три попытки
завершились
неудачей.
Первый раз
побег был
отложен
из-за
внезапной болезни
сына (ему
пришлось
сделать
операцию в
связи с
острым
аппендицитом).
Во второй раз
попытка
провалилась
из-за
проливных дождей
в Карелии. На
третий раз – в
1933 году – Ивана
вместе с
сыном,
братом
Борисом и
его женой
выдал
провокатор
ГПУ, Их
арестовали в
поезде на
пути в
Карелию.
Наслышанные
о спортивных
успехах
братьев
Солоневичей,
чекисты
выделили
для ареста
более 30
человек! Иван
с Борисом
получили по 8
лет – якобы «за
связи со
шпионами-иностранцами»,
«контрреволюционную
пропаганду»
и
«нелегальный
переход
границы»,
Юрий – два
года. Всех
троих отправили
в
концлагерь
ББК – на
строительство
Беломоро-Балтийского
канала.
Благодаря
хорошему
пониманию
механизмов
«советского
кабака», они
смогли
обеспечить
себе относительную
свободу
передвижений
по зоне и другие
льготы.
Полностью
использовав
благоприятную
ситуацию,
Солоневичи
бежали из лагеря.
Преодолев
за две
недели
свыше *** В
Финляндии
И.Л. работал
грузчиком в
порту Хельсинки,
брат Борис –
врачом. По
вечерам после
работы И.Л.
писал
очерки о
пребывании
в лагере и
побеге. В 1935-36
годы парижская
эмигрантская
газета
«Последние
новости»
опубликовала
их
сокращенный
вариант. Но
СССР с его
ГПУ
находился
слишком
близко от
Хельсинки.
Поэтому
пребывание
в Финляндии
Солоневичи
сочли
опасным. Они
уехали в Болгарию,
выбрав ее
как страну
монархическую,
православную
и весьма
сочувствующую
русским
эмигрантам. Там
Иван
Лукьянович
с 18 июня 1936 года
издавал свою
газету –
«Голос
России» (1936-1938). Ее
девизом
были слова
«мы проводим
столыпинскую
линию: ни реакции,
ни
революции». А
еще он
создал
вместе с
братом
Борисом
монархическое
движение
«штабс-капитанов»,
входившее в
правое
крыло довоенных
эмигрантских
организаций
(позже оно было
переименовано
в
народно-монархическое).
Согласно
его
философии
«народного
монархизма»
оно должно
было стать
руководящим
слоем в
новой
России,
свободной
от
коммунизма. В 1936
году «Россия
в
концлагере»
вышла в
Софии отдельным
изданием и
сразу стала
бестселлером.
Книга
принесла
Солоневичу
небывалый
успех,
огромную
популярность
и финансовую
независимость.
Ее быстро
перевели на
английский,
французский,
немецкий,
шведский,
голландский,
польский,
японский и
еще 10 языков. Это
была первая
книга о
советских
концлагерях.
По глубине
воздействия
на читателя,
яркости и
силе
отображения,
она
превосходит
все
последующие
публикации
на «лагерные» темы,
включая
знаменитый
«Архипелаг
ГУЛАГ» Солженицына. К
тому же труд
Солженицына
написан
ужасным
языком, в нем
нет
литературных
достоинств,
зато много
претензий
автора на
обладание
истиной в
последней
инстанции.
Солоневич
выгодно
отличается
в этом плане от
Солженицына:
у него
прекрасный
литературный
стиль, книга
«Россия в
концлагере»
читается
«взахлеб», как
хороший
детектив. Он
писал душой
и кровью.
Ненависть
его к коммунизму
была столь
же сильна,
как и любовь
к России. Вот
почему
чекисты
трижды
покушались
за границей
на его жизнь.
Одно из этих
покушений
закончилось
гибелью
супруги и
секретаря
редакции
газеты
Николая
Михайлова. 3
февраля 1938
года в
редакцию
«Голоса
России» на имя
И.Л.
Солоневича
пришла
посылка. Ее
открыла
жена. В
посылке
оказалась
бомба. Сильный
взрыв унёс
две жизни –
Тамары
Владимировны
и Михайлова,
сын Юрий
получил
легкое
ранение. Сам
Иван
Лукьянович
остался жив
лишь потому,
что его в тот
момент не
было в помещении
(примерно в
то же самое
время большевики
расстреляли
Ирину, жену
его брата
Бориса,
находившуюся
в
концлагере
на Дальнем
Востоке, а
также их
отца
Лукьяна
Михайловича
и брата
Евгения). После
покушения
Солоневич
перебрался
в национал-социалистическую
Германию,
недосягаемую
для агентов
большевиков.
Здесь он
продолжил
свою
публицистическую
и
писательскую
деятельность.
Редактировал
газету «Наша
газета» (1938040) и
журнал «Родина»
(1940),
продолжавшие
выходить в
Болгарии, написал
тексты ряда
книг. До
осени 1941 года
И.Л. выступал
с речами и
статьями, в
которых
открыто
поддерживал
Гитлера,
видя в нем
убежденного
антикоммуниста.
Однако
затем его
позиция
изменилась.
Концепция
тотальной
войны
против
России, идея раздела
оккупированной
территории
между
Германией и
ее
союзниками,
массовые
экзекуции
населения
вызвали
протест
Ивана Лукьяновича. За
это гестапо
выслало его,
вместе с
семьей сына,
в Померанию,
в город
Темпельбург
(ныне
польский
Чаплинек).
Там он
прожил около
семи лет,
вступил в
брак с
местной
немкой Рут
Бетнер. В 1945
году И.Л.
вместе с
родственниками
перебрался
из
Померании, переданной
Польше, в
английскую
зону оккупации.
Здесь он жил
до 1948 года,
когда они
все вместе
уехали в
Аргентину, в
Буэнос-Айрес.
Солоневичи
опасались,
что
англичане
могут выдать
их
большевикам. В
Аргентине
И.Л. основал
еженедельную
газету «Наша
страна» (издающуюся
по сей день в
Буэнос-Айресе)
и трансформировал
движение
штабс-капитанов
в
Народно-монархическое
движение
(тоже до сих
пор
существующее). Там
же
Солоневич
издал ряд
книг, ранее
написанных
в Германии
(«Диктатура
импотентов», «Диктатура
слоя», «Диктатура
сволочи» и
другие).
Кроме того,
он издал
книги своих
единомышленников
– Башилова, Н.
Былова, М.
Зазыкина, Н.
Потоцкого, М.
Спасовского,
Б. Ширяева и
других. В 1950
году власти
Аргентины,
на основе
клеветнических
доносов
ряда
представителей
российской
эмиграции
(они
обвиняли И.Л.
в том, что будто
бы он – агент
НКВД),
выслали
Ивана
Лукьяновича
в соседний
Уругвай. В 1952
году он
опубликовал
труд,
который
считал
главным в
своей жизни –
«Народная
монархия». В
нем
Солоневич
усматривал
историческое
своеобразие
русской
государственности
в соединении
самодержавия
с
автономией
церкви и местным
самоуправлением,
уничтоженными
реформами
Петра I. В
нем И.Л. писал: «Никакие
мерки,
рецепты,
программы и
идеологии,
заимствованные
откуда бы то
ни было извне,
- неприменимы
для русской
государственности,
русской
национальности,
русской
культуры…
Политической
организацией
Русского
народа на
его низах
было
самоуправление,
а политической
организацией
народа в его
целом было
Самодержавие…
Царь есть
прежде
всего общественное
равновесие.
При
нарушении
этого
равновесия
промышленники
создадут
плутократию,
военные –
милитаризм,
духовные –
клерикализм,
а
интеллигенция
– любой «изм»,
какой
только будет
в книжной
моде в
данный
исторический
момент». И.Л.
Солоневич
умер 27 апреля
1953 года в
Монтевидео,
после
операции в
связи с раком
желудка. Он
похоронен
на
«Английском
кладбище».
Незадолго
до смерти И.Л.
предсказал
неизбежный
крах СССР,
который
«утонет в собственном
шпионстве и
предательстве». Военная
прокуратура
Ленинградского
военного
округа
реабилитировала
И.Л.
Солоневича 20
июля 1989 года. *** И.Л.
был
убежденным
сторонником
пресловутого
«западнорусизма»
и резко
отрицательно
относился к
белорусскому
национальному
движению.
Беларусь
была для
него всего
лишь малой
частью
Великой
России. Этот
факт
наглядно
иллюстрируют
следующие
примеры: Летом
1941 года лидер
группы
белорусских
национал-социалистов
Фабиан
Акинчиц
предложил
ему стать
министром
пропаганды
Беларуси (Ф.
Акинчиц (1886-1943) в
тот момент
наивно
полагал, что
ему и его
соратникам,
в силу их
политических
убеждений,
немцы
вскоре
предложат
возглавить
администрацию
автономной
Беларуси!).
Солоневич
отказался в
грубой
форме –
дескать, он
предпочел
бы
должность
швейцара у
российского
министра
пропаганды,
чем
белорусского
министра! А вот
выдержка из
его статьи «О
сепаратных
виселицах»,
опубликованной
2 апреля 1949
года в газете
«Наша страна»: «Я –
стопроцентный
белорусс…
Наших
собственных
белорусских
самостийников
знаю как облупленных.
Вся эта
самостийность
не есть ни
убеждения,
ни любовь
к родному
краю – это
есть
несколько
особый
комплекс
неполноценности:
довольно большие
вожделения
и весьма
малая
потенция: на
рубль
амбиции и на
грош
амуниции». Правславно-монархические
взгляды
Ивана Солоневича,
его идеи
«Великой
России», «народной
монархии» и
«диктатуры
православного
сознания» мне
бесконечно
чужды, но
вызывают
огромное
уважение
удивительная
энергия и
пламенность
нашего
соотечественника, посвятившего
жизнь
борьбе
против
большевизма. Анатоль
Тарас. (Предисловие
к книге «И.Л.
Солоневич. Россия
в концлагере»
(Мн., 2010). Литература
о
Солоневиче: Иван
Солоневич –
идеолог
народной
монархии.
Материалы
научно-практических
конференций
в
Санкт-Петербурге.
Выпуски I – IV (2004-2007). Никандров
Н. Иван
Солоневич:
народный
монархист. М.:
«Алгоритм», 2007. –
67с. Черепица
В.
Преодоление
времени.
Исторические
очерки и
миниатюры.
Минск, 1996, с.37-73. http://www.tsaarinikolai.com/tekstit/Solonevich/index.html Статью
переслал из
Белоруссии
Вадим Преврацкий.
СПАСИБО! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|