|
СВЕТЛОЕ
ХРИСТОВО
ВОСКРЕСЕНИЕ Светлое
Христово
Воскресение,
Пасха Господня
начинается
в полночь
крестным
ходом. Под
звон
колоколов, с
хоругвями,
Евангелием
и крестом, с
зажженными
свечами
народ выходит
навстречу
Спасителю.
Обойдя храм,
крестный
ход останавливается
перед
закрытыми
дверями, как
бы у входа ко
гробу
Господню.
Раздается
радостная
весть:
"Христос
Воскресе из
мертвых,
смертию
смерть
поправ и
сущим во гробех
живот
даровав".
Раскрываются
двери, начинается
пение
пасхального
канона. После
происходит
обряд
христосования
-
троекратное
целование
друг друга
со словами
"Христос Воскресе!"
- "Воистину
Воскресе!". Согласно
Ветхому
Завету,
евреи
целовали друг
друга при
встрече,
выражая
этим дружеские
чувства.
Поцелуй
приветствия
был усвоен и
первыми последователями
Христа,
причем они
вложили в него
новый смысл.
Поцелуй
стал
рассматриваться
христианами
как символ
взаимной любви
и единения
последователей
Христа. В
православной
церкви
"святое
целование"
совершается
до сих пор в
пасхальную
утреню, при
этом произносятся
приветствия,
подобные
тем, которыми
приветствовали
друг друга
ученики
Христа в
день его
воскресения. В XVII
веке
приветствовать
друг друга
поцелуем
полагалось
не только в
пасхальное
воскресенье,
но и в
течение 40
дней от
Пасхи до Вознесения.
Такого
установления
не было в
Западной
Европе, и
иностранцы
рассматривали
его как специфически
русский
православный
обычай. Обычай
пасхального
целования
имел всесословный
характер и
утверждал
равенство людей
перед лицом
всечеловеческой
радости -
воскресения
Христа.
"Этот обычай
приветствия
и поцелуя не
допускает
не только
никакого
различия в
сословии
или
положении,
но даже
никакого
воспоминания
об этих
различиях.
Ни один вельможа
не откажет в
просимом у
него поцелуе
самому
простому
мужику, лишь
бы только тот
предлагал
ему красное
яйцо.
Никакая
скромность
не может
извинить
замужнюю
женщину, никакая
стыдливость
- незамужнюю,
было бы равносильно
преступлению
или
отвергнуть
предложенное
яйцо, или
уклониться
от поцелуя; с
самой
низкой
черни снято
всякое к ней
презрение;
не
существует
никакого
опасения за безрассудство". ПАСХА
В ЦАРСКОЙ
СЕМЬЕ Пасху
отмечали
особенно
торжественно.
Перед
войной
Пасхальное
богослужение
проводилось
в
Петербурге,
в Зимнем
дворце, после
которого
был
официальный
прием. Если Императорская
семья
находилась
в Царском
Селе или в
Крыму,
богослужение
там совершалось
в дворцовых
церквах. Для
Царской семьи
готовилась
пасхальная В
России был
обычай
после
Пасхального
богослужения
приветствовать
близких
людей поцелуем.
Так и
Государь в
день
Христова Воскресения,
где бы он его
ни
праздновал,
в Царском
Селе или в
Крыму,
целовал
своих солдат.
Помню, как мы
в Крыму
стояли за
большой стеклянной
дверью и
смотрели на
эту
церемонию,
происходящую
во дворе
великолепного
Ливадийского
дворца. Государь
был
небольшой
ростом, и ему
надо было
тянуться на
цыпочках,
целуя
высоких солдат,
которые
деликатно
наклонялись
в его сторону.
Некоторые
из них давали
Государю
красное
пасхальное
яйцо, получая
взамен
фарфоровое,
украшенное
инициалами
Государя.
Государыня,
в свою очередь,
посещала
школы.
Школьницы,
молодые
девочки,
получали
пасхальный
поцелуй
Государыни.
Она также
раздавала,
как и
Государь, украшенные
ее
инициалами
фарфоровые
яйца.
Пасхальным
поцелуем
приветствовались
также и во дворце —
этим
Государь и
Государыня
показывали,
что они
помнят
своих
подданных. Я
удостоилась
первого
пасхального
поцелуя от
Государя,
когда
играла с
детьми в
детской.
Государь
вошел туда
совсем
неожиданно,
вначале поцеловал
меня, а затем
своих детей.
Пожалуй,
трудно
понять,
какая была великая
честь
получить
царский
поцелуй, если
не знать, как
искренне мы
боготворили
Государя. Я
была в
восторге, и
чуть было не
потеряла
сознание. <...>Не
знаю, как
описать
этот
светлый
праздник в
тюрьме. Я
чувствовала
себя
забытой
Богом и
людьми. В
Светлую
ночь
проснулась
от звона
колоколов и
села на
постели,
обливаясь
слезами.
Священник
просил
позволения
у правительства
обойти
заключенных
с Крестом, но
ему
отказали. В
Великую
Пятницу нас
всех
исповедовали
и причащали
Святых Тайн;
водили по
очереди в одну
из камер, у
входа стоял
солдат.
Священник
плакал со
мною на
исповеди. Никогда
не забуду
отца Иоанна
Руднева; он ушел
в лучший мир.
Он так глубоко
принял к
сердцу
непомерную
нашу скорбь,
что заболел
после этих
исповедей. Была
Пасха и, я в
своей
убогой
обстановке
пела
пасхальные
песни, сидя
на койке.
Солдаты думали,
что я сошла с
ума и, войдя,
под угрозой
побить,
потребовали,
чтобы я
замолчала. Положив
голову на
грязную
подушку, я
заплакала.
Но вдруг
почувствовала
под
подушкой что-то
крепкое и,
сунув руку,
ощупала
яйцо. Я не
смела
верить
своей
радости. В
самом деле,
под грязной
подушкой,
набитой
соломой, лежало
Красное
яичко,
положенное
доброй рукой
моего
единственного
друга, нашей
надзирательницы...
я прижала
его к сердцу,
целовала
его и
благодарила
Бога. А.А. Танеева
(мон. Мария). «Анна
Вырубова -
Фрейлина
Государыни».
Под редакцией
Ирмели
Вихерюури.
Хельсинки.
ОТАВА. 1987.
Перевод с
финского языка
Людмилы
Хухтиниеми. Анна
Вырубова.
«Страницы
моей жизни».
Москва.
Благо. 2000. Текст
дополнен и
исправлен 21.12.2011. Дневники
Николая II
позволяют
восстановить
эпизоды
пасхальных
празднеств
при Дворе
последнего
русского
Императора.
В записях 1894 г.
мы видим
великого
князя
Николая
Александровича
в одну из
самых
счастливых
его пасхальных
недель,
когда
наследник
Российского
престола с
блестящей
свитой
приезжает в
Кобург
просить
руки Алисы
Гессенской: "Накануне
Пасхи в
Великую
Субботу
отправились
вчетвером
тетя Элла
(великая
княгиня
Елизавета
Федоровна),
Аликс (Алиса
Гессенская),
Сандро
(великий
князь
Александр
Михайлович)
и я покупать
всякие
пустяки для
прятания в
яйца. Хотя
дождь не
переставал
лить, очень
веселились
и смеялись... В 5
часов
приехал фельдъегерь
с дорогими
письмами из
дому, с орденом
и с
чудесными
подарками
для Аликс от Папа
и Мама и
пасхальными
яичками.
Много радости
они
доставили
нам обоим".
Он
часто лично
участвовал
в выносе
плащаницы.
На заре, по
окончании
литургии,
Царское
семейство
собиралось
для
пасхальной
трапезы с
куличами,
пасхами и
крашеными
яйцами в
великолепной
Малахитовой
гостиной,
примыкавшей
к личным
покоям
Императора.
Николай
писал в
дневнике:
"Легли спать
около 4 часов
утра, когда
заря уже
занималась...
В 11.30 часов началось
христосование
со всеми
людьми в Малахитовой;
почти 500
человек
получили
яйца". В последующие
дни
продолжались
поздравления,
христосования,
раздача
даров
родственникам,
придворным
чинам, свите,
служащим дворца,
число
которых
достигало
тысячи человек. Прошли
годы... В 1913 г.,
когда
отмечалось
трехсотлетие
Дома
Романовых,
Царская
Чета и их пятеро
детей
праздновали
Пасху в
Александровском
дворце
Царского
села. Царь,
присутствовавший
на ночном
богослужении
со своими
детьми,
вспоминал:
"Крестный
ход при чудном
восходе
солнца, мне
очень
напоминает Москву,
Успенский
собор и ту же
службу. Дети
красили
яйца с
офицерами
яхты...
Одарили друг
друга после
обеда...
Алексей был
в церкви в
первый раз и
по
окончанию
заутрени с
Анастасией
(младшая
дочь)
вернулся
домой. Служба
была
торжественная
и
замечательно
красивая в
нашем
прелестном
храме". В
годы войны
Император
празднует
Пасху в разлуке
с семьей в
военной
ставке в
Могилеве, со
штабными
посещает
Пасхальные
богослужения.
В Страстную
субботу он
записал в дневнике:
"Получил
пасхальные
яички от
дорогой
Аликс и детей....
Около
полковой
церкви в
березовой роще
я
христосовался
с казаками и
нижними чинами
всех частей,
стоящих в
Могилеве -
всего 860
человек". Пасхальное
яйцо - этот
символический
дар, окрашенный
в цвет крови
Спасителя -
было уже не
опосредованным
символом, а
обретало
особое
значение на
фронтах, где
лилась
кровь
солдат. И в
светлый
праздник
Воскресения
оно рождало
надежду на спасение
и
искупление
грехов
личным
подвигом
мужества и
самопожертвования.
Пасхи военных
лет Царская
семья
проводит на
фронтах и в госпиталях,
христосуясь
с солдатами
и раздавая
им подарки. Строгие
пасхальные
яйца
военных лет
отличаются
простотой и
лаконизмом
отделки. Если
в
предшествующие
годы
изготавливалось
4000 - 5000
фарфоровых
яиц, то к
Пасхе 1915 г. был
представлен
10131 экземпляр.
Большинство
их было
украшено
вензелями
Императрицы
Александры
Федоровны и
наследника
Алексея
Николаевича. В
годы Первой
мировой
войны
появились
также яйца с
вензелями
царских
дочерей и
сестры
Императрицы,
великой
княгини
Елизаветы
Федоровны.
Все они занимались
благотворительной
деятельностью,
ухаживали
за ранеными
и, конечно,
одаривали
их на Пасху. В
это время в
ведомостях фарфорового
завода
появляется
новый адрес:
доставка в
лазарет. В
годы войны
начали
делать
специальные
белые яйца с
красным
крестом и
датой под
ним - для
поднесения
раненым. В 1916 г.
было
сделано 2000
таких яиц. В
этом же году
вдовствующая
Императрица
Мария
Федоровна заказала
серию
пасхальных
яиц,
украшенных
красным
крестом и
более
богатым декором.
Она
поднесла
свой
пасхальный
дар тысяче
раненых
солдат. Солдатам
на фронтах в
день Пасхи
вручались
красные
яйца с
печатным
изображением
Георгиевского
креста
четвертой
степени, называемого
солдатским,
так как им
награждались
низшие чины -
солдаты, матросы,
унтер-офицеры.
Они
изготавливались
на заводах
М.С.
Кузнецова.
Была
выпущена
также
пасхальная
открытка с
изображением
Императора
Николая II в
полевой
форме,
вручающего
солдату
красное
пасхальное
яйцо. Пасху
1917 г.
Императорская
семья
встретила в заточении
в
Александровском
дворце
Царского
Села, где, по
приказу А.Ф.
Керенского,
общение
членов
семьи было
ограничено
встречами
за столом,
значительно
сократилось
число
приближенных,
которые
присутствовали
на
богослужении
и разделяли
пасхальную
трапезу
Царской
семьи. В
Светлое
Воскресенье
Александра
Федоровна
"давала им
фарфоровые
яйца, сохранившиеся
из прежних
запасов.
Всего было 135
человек". Еще
более
печальной
была
последняя
Пасха в
жизни
Императорской
семьи в доме
Ипатьева в
Екатеринбурге,
где в ночь на 17
июля 1918 г. они
были
расстреляны
большевиками.
Николай II
писал о
морозном и
пасмурном
дне Пасхи 1918 г.:
"По просьбе
Боткина
(семейного врача
Романовых) к
нам
впустили
священника и
дьякона в 8
час. Они
отслужили
заутреню скоро
и хорошо;
большое
было утешение
помолиться
хоть в такой
обстановке
и услышать
"Христос
Воскресе"...
Утром похристосовались
между собою
и за чаем ели кулич
и красные
яйца, пасхи
не могли
достать". http://blogs.privet.ru/community/NikolasII |
|
|||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|