|
ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НЕ ПРАЗДНУЕТ НОВЫЙ
ГОД? Новый год, в сущности, есть
совершенно произвольно выбранный день, который не только прежде, но и теперь
празднуется у разных народов в разное время. Православный христианин,
чувствует сердцем своим христианским, что Новый год не может быть раньше
Рождества Христова, потому что Новый год – это обновление времени, а если мы
спросим себя как православные христиане: «Когда мы можем считать, что время
обновляется на Рождество и Пасху: в день Рождества Спасителя нашего и в день
Его Воскрешения. Оказывается, что были народы и были времена, когда Новый год
праздновался на Рождество и на Пасху. На Рождество
праздновали Новый год в средневековой Европе. Отмечали этот праздник 25
декабря – об этом свидетельствует грамота немецких государей второй половины
ХVI века. Англичане же до 1752 года считали днем
Нового года 25 марта – день Благовещения и Святого зачатия Спасителя. Во Франции
вплоть до наступления эпохи рационализма, а точнее до 1594 года, праздновали
Новый год в день святой Пасхи. Восточные
христиане, особенно христиане византийской Империи, праздновали Новый год 1
сентября по юлианскому календарю. Этот праздник сохраняется в русской православной
церкви – 1 сентября по старому стилю, 14 сентября по новому стилю. С этой
даты начинается круг Богослужебных книг. 1 сентября
считалось в России днем Нового года до времени Петра Великого, который
установил празднование Нового года 1 января. Но в любом случае по юлианскому
календарю празднование Нового года приходится после Рождества Христова, даже
если он празднуется 1 января. Потому что 25 декабря по юлианскому календарю –
это нынешнее 7 января по григорианскому календарю, а соответственно 1 января
– это 14 января по григорианскому стилю. Сейчас же в
России в 1918 году принят григорианский календарь, а церковь продолжает жить
по старому стилю, т.е. по юлианскому календарю. Новый год оказался
праздником, противостоящим празднику Рождества Христова. Это очень серьезное
духовное противопоставление и противостояние. Новый год празднуется во время
Рождественского поста, когда всякие празднества и тем более пиршества
воспрещаются. Празднуя
Новый год, ожидая изменений от нового года, от самой календарной даты, мы тем
самым впадаем как бы в магическое, совсем не христианское мышление, потому
что и счастье, и обновление мира, и радости можно ждать только от Спасителя,
который пришел избавить нас от греха, проклятия и смерти. Празднование
Нового года как отдельной даты, которая вроде бы может принести нам счастье
обновления, есть возвращение к временам календарной магии, когда одни дни
года считались «счастливыми», а другие – «несчастливыми». Это по сути –
возвращение сознания человечества к примитивным религиозным формам верования,
к первобытному магическому мышлению. Это отход от высоты христианства, тем
более, от высоты Православия и возвращение к самым примитивным представлениям
о духовном мире. В том, что
Новый год подспудно духовно противостоит Рождеству, можно убедиться хотя бы
по названию новогоднего праздника в муниципальном культурном центре города
Рязани «Верхом на метле в новогоднюю сказку». Человечество движется по кругу,
и все ожидает какого-то счастья от наступающего года. Ожидания напрасны. Счастье
может принести принести только Спаситель. Он для того и пришел на землю,
чтобы даровать человеку высшее счастье – быть вместе с Богом. Только с
Господом может наступить обновление и воскресение. Ждать счастья
от номеров, чисел, годов, кроликов, крыс, змей – это значит оставаться в
грехе, быть обреченным на смерть, и физическую и духовную. Надо стараться,
чтобы Новый год считался праздником Рождества Христова, чтобы мы забыли в
конце концов, празднование Нового года и праздновали лишь Рождество Христово.
Иеромонах
Виталий. Источник:
Москва – Третий Рим. |
|
|
|
|
|
|