ДОБРОДЕТЕЛИ. ИСТОЧНИК ЛЮБОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ – БОГ

 

Во Христе все добродетели существуют в высшей и совершенной степени, кроме того, они неделимы и составляют единое целое. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (Еф.2:10)

 

«Плод же духа: Любовь, Радость, Мир, Долготерпение, Благость, Милосердие, Вера, Кротость, Воздержание. На таковых нет Закона» (Гал. 5:22-23)

 

Источник: https://azbyka.ru

 

 

Добродетель

Определение

Священное Писание

Условия стяжания

Примеры

Плоды

Прочее: степени, связь, образы

Вера

Добровольное согласие человеческой воли на принятие Богооткровенной Истины, доверие к Богу как Любящему Отцу и Его Всеблагому Промыслу.

Мф.16:24 Мф.21:21-22 Откр.3:20

Безусловное доверие Богу. Следование Христовым Заповедям.

 

 

 

Праотец Авраам 

 

Апостол Андрей Первозванный 

 

Благоразумный Разбойник 

 

Первомученик, архидиакон Стефан

Все поступки совершаются в согласии с волей Божией и являются исполнением её. Стяжевается упование на Всеблагой и Премудрый Промысл Божий в любых обстоятельствах.

Верующий православный христианин является членом Церкви и ведёт активную духовную жизнь. Вера взращивается  участием в Таинствах (Исповеди  и Причастия), изучением Священного Писания, житий святых и личным общением с подвижниками благочестия.

Воздержание

Удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.

Греческое слово «воздержание» означает: держать под контролем, владеть собой. Часто оно переводится словом «самообладание» и подразумевает «сдерживать пыл, влечение, желания».

1Кор.6:12 1 Кор.9:25 Лк.1:14-16 Мф.11:11 Гал.5.24

Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы 2) ее естественные нужды и необходимые потребности.

С 1-м требуется безпощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Преподобный Герасим Иорданский

Тело должно покориться душе, а душа — Духу.

Подвиг воздержания простирается вообще на все, что препятствует Богоугодной жизни. С этой точки зрения воздержание принимаемое в широком смысле, как добродетель, является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.

Жертвенность

Добродетель, заключающаяся в желании и готовности жертвовать собой, своим временем, силами, средствами ради исполнения Заповедей любви к Богу и ближнему, самоотречение.

Мф. 25:40-45 1 Кор. 10:24 1 Кор. 13:3

Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви. Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению Заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце.

Праведная Марфа

Праведный Иоанн Кронштадтский

Любовь как главное сокровище сердца.

Высшими формами жертвенности являются мученичество и смерть во имя Бога.

Кротость (простота, незлобие)

 

Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при безчестиях и похвалах.

Мф.5:5 Мф.11:29 Иак.3:17 Флп.4:5 Пс.24:9

Послушание.

Испрашивание помощи у Бога.

Самоукорение.

Преподобный Павел Препростый

Святитель Спиридон Тримифунтский

Терпение, безгневие, возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться.

Терпение оскорблений и гонений.

Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания.

Любовь

Венец добродетелей, совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению.

Гал.5:22-23 1 Ин.4:7-16, 20–21 1 Ин.5:3 Лк.10:27 Ин.14:23,15:9-17, 6:24

«Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Преподобный Амвросий Оптинский.

Апостол Иоанн Богослов

Преподобный Силуан Афонский

Праведный Алексий Мечев

Жертвенное служение Богу и людям.

Зрение в ближних образа Божия. (Отсутствие страха).

Плод любой добродетели – умножение любви.

Христианская любовь – деятельная и жертвенная.

Милосердие и Милостыня

Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды.

Деятельное проявление милосердия.

Мф.5:7 Мф.6:3

Мф. 19:21

Мф.25:31-40 Мф. 26:9

Мк. 14:5

Лк.6:36 Лк.10:30-37

Лк. 14:13

Лк. 16:20

Лк. 19:8

Ин. 13:29

Деян. 4:34

2 Кор.9:6 Пс.40:2.

Св. Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».

Праведный Филарет Милостивый

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Иоанн Милостивый

Милосердие – лекарство от эгоизма.

Оно облагораживает душу, умиротворяет совесть, дает внутренний покой и радость, укрепляет Веру.

Милостыня – царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница, учил свт. Иоанн Златоуст.

Оказание милости при жизни станет заступничеством в день Страшного суда. 

Молитва

Обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим.

 

Мф.6:6 Мф.1:35 Мф.7:7 Мф.15:8 Мф.26:39 Лк.6:12 Деян.13:2-3

Внимание, неспешность, памятование о Боге, пост, уединение, сосредоточенность, тишина. Молитву можно сделать потребностью только через молитвенный труд.

Преподобная Мария Египетская

Святитель Григорий Палама

Праведный Иоанн Кронштадский

Преподобный Серафим Вырицкий

Матерь добродетелей.

Непрестанная память о Боге, сердечная теплота, любовь к Богу и ближним.  

Молитва – барометр духовной жизни.

Три степени молитвы: устная, умная, умно-сердечная.

Молитва является зеркалом духовного возрастания. 

Надежда

Надежда – уверенность в добром исходе нашей жизни, укорененной в вере в Бога, убеждение, что несмотря на всю тьму и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия нисходит на нас и изменяет нас.

Главным предметом христианской надежды является Вечное спасение.

Пс. 32:20-22Рим.8:24-25 Лк.12:22-32

 

Упование на Промысл Божий в любых обстоятельствах.

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Святая Царица-страстотерпица Александра

Она ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги.

Надеждой гордый может быть  смирен, нечистый – очищен, слабый – укреплен, грешный – исправлен.

Надежда имеет своим основанием Веру.

Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают Христианину глаза – на кого в действительности он надеялся.

Нестяжание

Удовлетворение себя (одним) только необходимым.

Пс.61:11 Мф.6:25-26, 31-33 Мф. 19:23 Лк.12:33-34 Ин.15:5

 Любление Евангельской нищеты.

Преподобный Нил Сорский

Блаженная Ксения Петербургская

Новосвященномученик Фаддей Тверской

Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее.

Исторгается из сердца страсть к наживе.

 

Покаяние

Фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по Заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.

Мф.3:2 Мф.4:17 Мк.6:12. Деян.2:38, 2:21

Совершение в течение всей человеческой жизни, никогда не бывает излишним

Авва Сисой Великий

Апостол Петр

Царь и Пророк Давид

 

Видение своей греховности; появление желания служить Богу и ближним; нрав становится непритворным и нелицемерным; искренность исповедания грехов; видение даже тонких греховных помыслов.

Переход на качественно иной образ мыслей.

Вектор жизни изменяет направление от собственного «я» к Богу.

Послушание

Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, творчестве, смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божию.

В более широком смысле – согласование своей воли с волей Божией.

Лк.16; Ефес.4:11-12 Быт.22:1-18 Мф.26:39 Ин.6:38 Фил.2:6-8 Деян.4:19

Отсечение своей воли (имеется в виду воля греховная и гордость).

Для него необходимы: смирение, вера, надежда, любовь, чистота намерений, жертвенность, рассудительность.

Духовный руководитель может указать на какие-то ориентиры, но проходить путь от ориентира до ориентира человек должен сам.

Исаак при жертвоприношении Авраама

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Преподобный Акакий Синайский

 

Приходит внешний порядок жизни.

Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение.

Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным.

Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.

Образом послушания указывают ртуть, т.к. она спускается ниже всякой жидкости и не смешивается с нечистотою.

Правда

Правда – стремление к справедливости. Она отражена в Божиих Заповедях. Исполнять Заповеди Божии, возлюбить ближнего своего – тоже, что и творить правду.

 

Притч. 21:3 Пс. 4:6 Пс. 10:7 Пс. 30:24 Пс. 131:9 Мф. 5:6 Мф. 5:10 Еф. 4:25

Для развития этого чувства необходимо: — чаще прислушиваться к голосу совести; — исполнять Заведи Бога.

Святитель Николай Чудотворец

Праведный Иоанн Кронштадтский

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Максим Исповедник

Плод правды — совершенство добродетели; из него вырастает древо жизни (свт. Иоанн Златоуст).

Вставший на путь правды, прилепится к свободе во всяком деле (прп. Исаак Сирин).

Признаком совершения всякой правды является радость (прп. Феодор Студит).

Человеческая правда, по аналогии с Божественной, в высшем своём проявлении должна соизмеряться с такими добродетелями как мудрость и милосердие.

Рассуждение

Благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией.

2Пет.1:5 Пс.78:16 Притч.2:3-5

1. Самоконтроль. Внутреннее внимание. 2. Избегание крайностей. 3. Сообразование собственной аскезы и духовной пользы окружающих. 4. Чтение святых Отцов и Житий святых. 5. Развитие навыков рассуждения.

Рассуждение невозможно для новоначальных. Поэтому неопытным необходимо недоверие к себе и послушание духовному руководителю.

Святитель  Иоанн Златоуст

Преподобный Амвросий Оптинский

Святитель Феофан Затворник

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

 

 

Просвещенный ум. Способность принимать правильное решение в любых обстоятельствах и подавать душеполезный совет ближнему.

Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

 

Рассуждение – Дар Божий, а не просто интеллектуальная развитость.

Без рассуждения ни одна добродетель не имеет настоящей цены в очах Божиих. Будет ли то молитва, или пост, или милостыня — без рассуждения все это может обратиться даже во вред.

 

Образом добродетели рассуждения в церковной письменности являются руль и соль.

Ревность

Сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к безповоротному оставлению греха и исполнению Божией Воли.

Исх.30:3-5 Пс.36:8 Пс.68:10 Рим.10:2

Необходимо преобразить противоестественную ревность о временном и преходящем, изначально присущей человеку, – ревностью к познанию Бога и соединению с Ним.

Пророк Иеремия,

Праведный Иоанн Кронштадтский,

Преподобный Иосиф Волоцкий

Новосвященномученик Иоанн Рижский

Отвага, усердие,  душевная сила и телесная старательность.

С ослаблением ревности приходит теплохладность.

Ревность в духовной жизни не должна исключать такую добродетель, как рассуждение. Ревность без рассуждения в патристике именуется ревностью не по разуму, неразумной ревностью (Рим. 10:2).

 

Святость(обожение)

Высшая степень приобщения подвижника к Божественной Благодати, причастность к Богу.

Лев.11:441 Пет.1:15 Мф.5:48

Святые отличаются от обычных людей той решительностью и решимостью, с которой они меняют жизнь после обращения к Богу.

Преподобный Серафим Саровский

Святитель Иоанн Шанхайский

О святости свидетельствуют не подвиги, а Богоподобные качества.

Три степени: освящение, просвещение, усовершение.

Скромность

Добродетель проявляемая в нежелании выказывать свои достоинства и заслуги.

Рим. 12:3

1. Смиренное отношение человека к себе, как к творению Божьему. 2. Сокрушение о грехах.

3. Телесные труды.

Скромность и смирение явственно рождается в душе от исполнения Заповедей.

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Александр Свирский

Скромный никогда в жизни не проигрывает; его таланты и достоинства не унижаются его скромностью, наоборот, еще больше вырастают, писал архиепископ Иоанн Шаховской. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают.

Скромность не означает слабости, но, напротив, она подчёркивает силу и доблесть духа.

Смирение и смиренно-мудрие

Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов.

 Смиренномудрие– одна из граней смирения, правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире.

Исх.66:2 Мф.26:63 Мф.11:29 Ин.13:14-15.

Преподобный Сергий Радонежский

Андрей, Христа ради юродивый

Преподобный Агафон Египетский

 

Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят.

Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых). Признак глубочайшего смирения, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет.

Цель христианской жизни – обо́жение, а кто больше познает Бога, тот более и смиряется. 

 

Только этой добродетели не могут подражать бесы. 

 

Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками. 

 

О необходимости смирения говорит первая Заповедь блаженств.

Если любовь является вершиной дома добродетелей, то фундаментом ему служит смирение. Благоразумные строители начинают возведение дома с основания, а не с крыши. 

 

Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов. 

 

Для духовного дома христианина кирпичами являются добродетели, а известью служит смирение.

Страх Божий

Благоговение перед Богом, боязнь оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, утратить ощущение благодатного Божественного присутствия.

Пс. 33:23 Пс. 110:10 Притч. 1:7 Притч. 8:13 Иер. 32:40 Лк. 17:10

 

Никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских; когда ум будет безпопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви, учил прп. Серафим Саровский.

Праотец Авраам

Пророк Моисей

Благоразумный разбойник

Отречение от суеты мира во имя любви к Богу ведет к стяжанию новоначального страха Божия, а в свою очередь страх Божий начинает вести человека к любви совершенной, к тем семи дарам Святого Духа, о которых сообщает Писание.

Страх Божий – основа прочих добродетелей. Страх Божий следует отличать от панического страха перед Богом.

Терпение

Стойкое перенесение скорбей с благодарением Богу.

 

Сир. 2:14 Пс.39:2 Мф.24:13 Лк.21:19 Иак.1:3-4 Евр.10:36 2 Сол.3:5.

Терпение есть готовность к скорби и ежедневное ожидание ее.

В терпении нужно упражняться прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, быть во всеоружии.

Нужно считать любое безчестие посланным от Бога для упражнения в его преодолении.

Праведный Лот

Праведный Иов Многострадальный

Богоотцы Иоаким и Анна

Великомученик Евстафий

Благоверная княгиня Анна Кашинская.

Терпеливому чужда обида.

Терпеливый стяжевает всегдашнее спокойствие и сохраняет душевный мир в любых обстоятельствах.

Терпение вырабатывается несением скорбей.

Терпение даётся Богом по мере смирения.

Высшей степенью является перенесение обид с радостью, даже имея возможность отразить их.

Трезвение

С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную Благодать.

1 Петр.5:8 Пс. 79:12 1Кор. 14:16 Мф.24:45-51 Мф.26:41

 

Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Преподобный Пахомий Великий

 

Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души.

Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях.

Духовная бдительность помогает очищению ума и сердца и стяжанию прочих добродетелей.

Трудолюбие

Любовь к Богоугодному труду, желание старательно и добросовестно трудиться.

Притч.11:15 Притч.12:14 Притч. 14:23 Притч. 16:26 Притч. 24:27 Притч. 28:19 Екк.1:3 Екк. 3:9 Екк. 6:7 Екк. 10:15 Сир. 7:15 Прем. 3:15 1 Кор. 4:12 2 Фес. 3:10 2 Тим. 2:6

1. Избегание праздности.

2. Понуждение себя к труду.

 

Апостол Павел

Преподобный Арсений Трудолюбивый

Преподобный Серафим Саровский

 

«Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод», учил прп. Антоний Великий.

Святитель Феофан Затворник писал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных.

Целомудрие

Совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела.

«По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» (свящ. Павел Флоренский)

Числ.6:8 2 Кор.6:6 1Тим.4:12, 5:2 1Кор.3:17 Тит.2:5-6. 1Фес.4:7 Пс.138:14 Притч.6:25

Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания.  Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души. Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою.

Равноапостольная Фекла 

 

Мученица Евфрасия 

 

Мученица Пелагея дева 

 

Мученицы Домнина, Виринея и Проскудия 

 

Мученица Фомаида 

 

Благоверная княгиня Иулиания Вяземская

Телесная и духовная чистота.

 

По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».